Список форумов ЭНКОР
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Гусли с гитарной механикой

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов ЭНКОР -> Работы профессионалов 2017
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rewent
Бывалый


Зарегистрирован: 09.07.2017
Сообщения: 15
Откуда (страна, город): Россия, Воронеж

СообщениеДобавлено: 09 Июл 2017 20:03:30    Заголовок сообщения: Гусли с гитарной механикой Ответить с цитатой

ссылка для голосования http://enkor.ru/work_buyers/75

Здравствуйте! Хочу рассказать и показать, как я сделал славянские гусли с гитарными колками. Помогают мне в этом следующие инструменты от "Энкор" и "Корвет":
Распиловочный станок "Корвет-11М";
Сверлильный станок "Корвет-45";
Фрезер "Энкор ФМЭ-1200/8Э";
Шлифмашинка "Энкор ЛМЭ-810/533"

В качестве основного материала я использую сосну - эта порода древесины, хоть это и может показаться странным, прекрасно подходит для изготовления акустических дек музыкальных инструментов. На мой взгляд, единственный минус в сравнении с кедром и елью, которые используются для этих целей в массовом производстве, это то, что сосна изобилует смоляными каналами и сучками. Выходит так, что из трехметровой доски я, в лучшем случае, вырезаю два семидесяти-сантиметровых отрезка, которые сгодятся на музыкальные цели. Тем не менее - остальное у меня тоже не пропадет, да и массовым производством у меня пока не пахнет, так что меня работа с сосной более чем устраивает.


Первым делом я распускаю отрезки доски на тонкие ламели на распиловочном станке "Корвет - 11м". Чтобы добиться большей точности реза и безопасности и так уже потрепанных жизнью пальцев, я проталкиваю доску между самодельным очень длинным боковым упором и самодельным прижимным башмаком.


После этого ребра ламелей я ровняю мри помощи самодельного фрезерного стола на основе ручного фрезера "Энкор ФМЭ-1200/8Э". Одна сторона самодельного бокового упора на нем выполнена в виде подающей и принимающей площадок фуганка с разницей в высоту около миллиметра, а роль строгального барабана выполняет пазовая фреза от энкор.



Следующим этапом я произвожу склейку заготовки акустической деки из трех отфугованных ламелей в самодельных струбцинах из фанеры. При расположении струбцин по две сверху и снизу, они препятствуют выгибанию ламелей под сжимающим усилием. П-образный алюминиевый профиль, которым струбцины обращены к заготовке не прихватывается вытекающим столярным клеем.

Грубая первоначальная шлифовка, которой убираются излишки клея и следы от дисковой пилы, а также выводится равномерная толщина листа производится ленточной шлифовальной машиной "Энкор ЛМЭ-810/533".

На готовом листе карандашом делается разметка веера струн, положения струнодержателя и резонаторного отверстия (розетки), после чего рисуется форма самого инструмента с маленьким запасом. При вырезании деки нужен предельно чистый рез, ведь любое случайно вылетевшее волокно (а сосна прочностью похвастаться не может) ставит крест на проделанной работе. Для этого мне пришлось изготовить лобзиковый станок из фанеры, подшипников, алюминиевого профиля и навесного электролобзика, как силового агрегата.

Далее - берется заготовка нижней деки (выполненная тем же способом, но более толстая), на ней обрисовывается верхняя и за работу снова берется лобзиковый станок. Так как верхняя и нижняя деки по форме должны быть практически идентичны, я приклеиваю их друг к другу через тонкий двойной скотч и после этого довожу грани на ленточной шлифовальной машине в склеенном состоянии.




Для формирования розетки в акустической деке, я сверлю большое отверстие в центре сверлом по металлу при помощи сверлильного станка "Корвет-45", после этого перехожу за фрезерный стол. Только обработка фрезой позволяет получить ровное чистое отверстие и не вырвать лишние волокна.

После этого на распиловочном станке я заготавливаю обечайки (боковые стенки гуслей) пружины (тонкие рейки, которые заставляют акустическую деку выгибаться, придавая древесине напряженность, но не гасят ее колебания за счет собственной упругости) и рипы (более толстые и широкие рейки, которые составляют скелет инструмента).
Когда все внутренние элементы приклеены, у них по месту отрезаются края, чтобы встык поместились обечайки, после чего приклеиваются последние. Со стороны будущего струнодержателя по месту подгоняется и вклеивается достаточно массивный деревянный блок, являющийся основным элементом каркаса.


С противоположной стороны подгоняется по размерам вирбельбанк (планка, на которой устанавливаются колки). Она делается угловой, чтобы струны подходили к колкам под прямым углом после опоры на верхний порожек. Общая форма вирбельбанка формируется при помощи того же распиловочного станка с использованием изменения угла диска относительно столешницы. После этого в работу вступают миниатюрный ручной рубаночек, гравер и наждачная бумага. Следом на вирберьбанке размечаются отверстия под колки и высверливаются на сверлильном станке. Так как на вирбельбанк приходится очень большая нагрузка, он одним краем достаточно глубоко вклеивается внутрь гуслей под акустическую деку вплотную к обечайкам. Оставшееся под ним пространство занимает последний деревянный блок.




Собранная и склеенная ранее конструкция подгоняются по высоте ручным рубанком и наждачкой, после чего смазывается клеем и накрывается нижней декой. После окончательного высыхания, корпус гуслей шлифуется при помощи ленточной шлифовальной машины.



Верхний порожек, расположенный со стороны колков, представляет собой деревянную рейку с вставленной в нее гитарной ладовой проволокой. Этот порожек приклеивается к акустической деке и она получает от него энергию колебаний струн.


Нижний порожек и струнодержатель я делаю конструкционно приближенными к классической акустической гитаре - они также совмещены на едином деревянном блоке и имеют такой же принцип фиксации струн. Это позволяет надежно фиксировать и стальные, и нейлоновые струны. Единственное отличие - вместо пластиковой планки я устанавливаю в качестве нижнего порожка ту же ладовую проволоку. Просверлить ровные параллельные каналы для струн удается в сверлильном станке. По ширине я рассчитываю струнодержатель так, чтобы часть, где фиксируются струны располагалась над силовым блоком в корпусе гуслей, а сам нижний порожек располагался над свободной акустической декой. Это также позволяет передать на нее больше энергии колебаний от струн.

После того, как на корпусе закреплены все элементы, выполняется финальная ручная шлифовка наждачкой и лакировка.

После просушки я устанавливаю гитарные колки, стальные гитарные струны и провожу настройку инструмента.



Очень интересно наблюдать за тем, как после изготовления гусли раскрывают свой звук - они с каждым днем звучат едва ощутимо громче и глубже, по мере того, как древесина привыкает к сформировавшимся в ней напряжениям.




Спасибо за внимание!


Последний раз редактировалось: Rewent (20 Июл 2017 21:51:09), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
владим
Профи


Зарегистрирован: 22.08.2013
Сообщения: 74
Откуда (страна, город): старый оскол

СообщениеДобавлено: 10 Июл 2017 07:18:39    Заголовок сообщения: Добрый день Ответить с цитатой

Очень интересное направление в деревообработке! Посмотрел с удовольствием! Немного смутило что материал использовали сырой, но может так и надо в вашей нише? И то как вы выбрали заготовку по текстуре? Обычно дерево усыхает по межтекстурным прожилкам, а вы расположили так, что в вашем случае верхняя и нижняя заготовки будут высыхая уменьшаться в размере по ширине, и вероятность трешин велика((( да и хрупкость у таких заготовок на излом большая получается.( Этим хорошо пользуются кстати всякие специалисты единоборств, которые напоказ легко ломают толстые деревянные квадраты). Если вы расположите текстуру повдоль ( т.е. сразу купите доску с продольным рисунком) то в итоге даже сырая заготовка в конце усядет по ТОЛЩИНЕ менее чем на полмиллиметра, что вам и нужно! Повторюсь, я с музыкальными инструментами дела не имел, и смотрю на это как краснодеревщик, и поэтому могу быть не прав, если что извините, и если можно тогда поделитесь вашими профсекретами, буду рад поучиться!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Rewent
Бывалый


Зарегистрирован: 09.07.2017
Сообщения: 15
Откуда (страна, город): Россия, Воронеж

СообщениеДобавлено: 10 Июл 2017 19:29:56    Заголовок сообщения: Re: Добрый день Ответить с цитатой

владим писал(а):
Очень интересное направление в деревообработке! Посмотрел с удовольствием! Немного смутило что материал использовали сырой, но может так и надо в вашей нише? И то как вы выбрали заготовку по текстуре? Обычно дерево усыхает по межтекстурным прожилкам, а вы расположили так, что в вашем случае верхняя и нижняя заготовки будут высыхая уменьшаться в размере по ширине, и вероятность трешин велика((( да и хрупкость у таких заготовок на излом большая получается.( Этим хорошо пользуются кстати всякие специалисты единоборств, которые напоказ легко ломают толстые деревянные квадраты). Если вы расположите текстуру повдоль ( т.е. сразу купите доску с продольным рисунком) то в итоге даже сырая заготовка в конце усядет по ТОЛЩИНЕ менее чем на полмиллиметра, что вам и нужно! Повторюсь, я с музыкальными инструментами дела не имел, и смотрю на это как краснодеревщик, и поэтому могу быть не прав, если что извините, и если можно тогда поделитесь вашими профсекретами, буду рад поучиться!

Доброго дня и спасибо за проявленный интерес!
По поводу материала - в идеале нужна естественная сушка в течение минимум трех лет. Сам такого рода заготовлением древесины заниматься не могу, а покупать специально-музыкально заготовленную древесину - весьма недешевое удовольствие. Для бюджетных инструментов, а это - один из них, просто ищу то, что лучше подойдет из того, что есть, опираясь на опыт.
По поводу направления волокон - тут действительно уже специфичная технология, где помимо сокращения при усыхании учитывается и изгибание заготовки, а также, так сказать, житие с воздействующими на эту заготовку при эксплуатации силами - натяжение струн, сопротивление каркаса и изгибающее воздействие пружин.
Пружины, которые наклеиваются на деку, придают ей изогнутую форму от одной боковой грани к другой - они пытаются выдавить центральную часть деки из инструмента. Если дерево даже сильно усохнет, то просто уменьшится степень выпуклости деки, так что запас есть и сил действующих на разрыв не возникает.
Струны при этом стремятся согнуть деку вдоль осевой линии, а сила этого натяжения от 9-45 струн - бешеная. Поскольку волокна идут вдоль линии суммарной силы струн, да и сама дека уже изогнута в нормальном к этой линии направлении, то, по сути, струны пытаются вогнуть деку обратно и согнуть по другой оси, чему противодействуют уже и пружины и общий каркас.
Еще один важный момент - это то, как ведет древесину при усыхании, тут все плюсы дружной кучей летят прямо в радиальный спил - он наименее подвержен стремлению изогнуться, а это - важно, если дека сборная из множества дощечек.
Если быть кратким, то для акустической деки нужен именно радиальный спил и годовые кольца вдоль струн. Так и прочность, как ни странно, оказывается выше, а при тангенциальном спиле или ином расположении волокон относительно осевой линии инструмента - от звука мало что останется, как и от прочности.
Для нижней деки, которая меньше колеблется и испытывает на себе растяжение, как следствие действия струн, тоже более предпочтителен этот вариант, хоть и не так критичен, поэтому там я использую те заготовки, где годовые кольца уже не точно нормальны поверхности. Для обечаек конкретно в гуслях - это еще менее важно, так как они меньше всего влияют на звук, выполняя в большей степени роль каркаса. Но чтобы при усыхании они не стали выпуклыми или, пардон за мой французский, впуклыми, используют тот же спил.

По сути, для бюджетных инструментов я ищу доски, спил которых или радиальный, или смешанный. Потом распускаю на ламели, а потом - сортирую. Те, где кольца строго перпендикулярны поверхности - на акустическую деку и пружины, где с небольшими отклонениями - на нижнюю деку, где отклонения еще сильнее - на обечайки и элементы каркаса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов ЭНКОР -> Работы профессионалов 2017 Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen